Великая Княгиня Ольга, нареченная во святом крещении Елена


Дата публикации: 17 сентября 2008г.


Княгиня Ольга была супругой русского князя Игоря (912-945). В 945 году, во время похода на древлян, живших на востоке от Киева, в нынешней Волынской губернии, князь Игорь был убит. Рассказывают, будто древляне, разгромив русское войско, варварски умертвили Игоря: они привязали его к верхушкам двух наклоненных друг к другу деревьев и потом отпустили их, и князь был разорван.

После смерти Игоря, за малолетством его сына Святослава, Русской землею стала править Ольга. Утвердив внешний и внутренний порядок в государстве, Ольга достигла тех лет, когда человек, чувствуя суетность земного величия, помышляет о вечности. Княгиня была язычница, но имя Вседержителя уже славилось в Киеве. Ольга могла видеть торжественность обрядов христианства; беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Слышала и о знаменитом Царьграде: как великолепны там храмы Божии, какое обилие в них святых мощей, чудотворных икон и всякой христианской святыни. И вот Ольга еще язычница, но уже оглашенная христианством и глубоко убежденная в его божественности - решается отправиться в столицу веры греческой, Царьград, чтобы почерпнуть из самого источника.

Крещение Ольги было необыкновенно торжественно. Сам патриарх Полиевкт, славный и по святости жизни и по высокой образованности, совершал над княгиней великое таинство; и сам император Багрянородный воспринимал ее от купели, в присутствии всего блестящего двора и при стечении бесчисленного множества жителей столицы.

Летописец повествует, что, когда новопросвещенная, по выходе из купели, радовалась душою и телом, Святейший Патриарх обратился к ней со словом привета: "Благословенна ты в женах русских за то, что возлюбила свет и оставила тьму; сыны России не престанут благословлять тебя в роды родов, при самых поздних твоих потомках", - и вслед за тем заповедал ей о церковном уставе, молитве, посте, милостыне, чистоте телесной; а блаженная княгиня, названная при крещении Еленою, стояла, преклонив главу, и, подобно губе напояемой, принимала учение. Вместе с Ольгой крестились и некоторые ее спутники, особенно из родственниц и жен боярских, сопровождавших свою госпожу из России, и тем увеличили радость христианского торжества.

После крещения благоверная княгиня оставалась еще некоторое время в Царьграде, проводя жизнь в подвигах благочестия. Напутствуя свою духовную дочь благословением и мудрыми наставлениями, Патриарх перед возвращением в отечество назначил ей священника и вручил крест с надписью: "Обратись, Русская земля к Богу святым крещением, его же прияла Ольга, благоверная княгиня".

Возвратившись в отечество, блаженная княгиня, аки луна в нощи, воссияла посреди язычников. Приняв веру по глубокому сердечному убеждению в ее святости и спасительности, блаженная Ольга до самой смерти пребыла верной божественному закону.

Любя сына и дорожа его душевным спасением, Ольга употребляла все усилия, чтобы склонить Святослава к принятию крещения, но тщетными остались ее старания. Вера христианская, проповедующая мир и любовь, была не по нраву молодому воинственному князю; он мечтал только о битвах и завоеваниях. "Я познала истинного Бога, сын мой, и радуюсь. Познаешь ты, и ты будешь радоваться: христианская вера - свет и радость душе. Она животворным действием на душу сама говорит о своем неземном происхождении, достоинстве божественном. Прими эту веру и не только не будешь жалеть, но станешь считать себя счастливейшим, как и я". Так любящая мать убеждала сына. Но к сожалению, Святослав не внимал ее мудрому совету и говорил: "Как мне одному принять иной закон? Моя дружина будет смеяться надо мною".

Прискорбно было это для княгини, но она возложила все упование на Господа. "Да будет воля Божия! - повторяла благоверная, - если Бог восхощет помиловать род мой в Русской земле, то Он вложит ему в сердце обратиться к истине, как и мне явил Свою милость".

И Ольга молилась за сына день и ночь. Утешало еще и то, что Святослав, сам не хотевший и слушать о вере, другим не препятствовал принимать ее. И Ольга воспользовалась этим. В то время, как Святослав занимался только войной в отдалении от Киева, княгиня воспитывала внуков - Владимира, Олега и Ярополка. Она не осмелилась крестить малолетних князей, опасаясь своего непокорного сына. Но насаждение первых семян благочестия в сердце того, кто вскоре просветил христианством всю Русскую землю, есть великий подвиг, за который должны благословлять блаженную Ольгу все русские роды.

Кроме внучат, княгиня старалась наставить на путь истины жителей Киева, делилась бесценным сокровищем веры и с прочими обитателями России. С этой целью "обтекала она грады и веси по всей земле Русской, проповедуя Евангелие, яко истинная ученица Христова и единоревнительница апостолам, и многие, дивяся о глаголех ея, их же николиже прежде слышаша, любезно принимали от уст ея Слово Божие и крестились". Вышгород, принадлежавший исключительно княгине, был при ней, без сомнения, городом Христовым. То же должно думать и о других поселениях, состоявших в прямой зависимости от нее; а таковыми были места, в которых доход поступал на содержание великой княгини и ее двора. Известно также, что княгиня посещала свою родину Псков и с успехом сеяла здесь семена веры.

Около двенадцати лет подвизалась Ольга в качестве ревностной проповедницы Христовой в Русской земле. В это время она познакомила наших предков с истинной верой и таким образом подготовила и приблизила великую эпоху повсеместного ее распространения. Поэтому неудивительно, что Русская церковь издревле именует княгиню равноапостольной. В службе на день святой Ольги последняя восхваляется, как богомудрая, приснославная, досточудная, целомудренная голубица, гора Ливан, на которую обильно сошла роса небесная, река Фисон, изнесшая для нас камень честный, величие наше и похвала. Блаженная кончина княгини последовала в 969 году.

Княгиня Ольга, пишет летописец Нестор, "предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как заря пред светом полным, как луна в нощи; так светила она между людьми неверующими. Она первая из Руси взошла в Царство Небесное. Ее хвалят сыны русские, как начальницу. Она и по смерти молит Бога за Русь. Ее все славят, видя лежащую в теле много лет".

Открытие мощей святой княгини последовало при князе Владимире. Построив Десятинную церковь, равноапостольный князь пожелал перенести сюда тело своей святой бабки, так как она была "первою проповедницею непорочной веры в России, первою предтечею русским людям к Богу и основанием благочестию". Эту мысль князь сообщил тогдашнему митрополиту Киевскому Леонтию, и оба они, подвизаемые Богом, исполнили ее с подобающим благолепием.

Избран был день; совершено общественное молебствие в храме - и великий князь и первосвятитель со всем освященным собором, сопутствуемые боярами, старейшинами и множеством народа, с иконами, крестами и свечами, при каждении фимиамом и пении псалмов сотворили торжественное шествие к месту, где находилась могила блаженной Ольги. Придя, велели раскопать землю, открыли гроб и увидели тело святой совершенно целое, неповрежденное и нимало неизменившееся.

Пораженные чудом, обливаясь слезами живейшей радости, князь и первосвятитель и многие другие спешили облобызать мощи, благодарили Бога, так дивно прославляющего угодников Своих. Мощи переложены были в новую раку и с величайшим торжеством, при пении священных песнопений, перенесены в церковь Пресвятой Богородицы. И была в тот день радость сугубая во всех людях.


Память святой равноапостольной княгини Ольги Церковь совершает 11 (24) июля.


По материалам книги "Апостолы Христовы"

Великая Княгиня Ольга, нареченная во святом крещении Елена > Акафист и молитвы равноапостольной княгине Ольге