Россия перед вторым пришествием. «Поборники лжи» (Интеллигенция и революция)


Дата публикации: 23 марта 2010г.


Иеросхимонах Макарий (Иванов), старец Оптинский (06.10.1859): «Пишешь о крестном знамении, что ныне не принято в свете креститься. Например, когда трогается поезд по железной дороге, хочешь перекреститься, но боишься насмешек, и сама же решаешь это обстоятельство словами Спасителя: а кто постыдится Мене и Моих словес, того постыдится и Он, и далее... Довольно бы было и этого к небоязненному действию в правилах религиозных; но есть и еще много учения христианского, приличного к неподражанию миру и его обычаям: не можете двум господам работать - миру и Богу, и аще кто хощет друг быти миру, враг Божий бывает. Миру, т.е. обычаям мирским, несогласным с религиозными. К сожалению и скорби, нынче, как говорится, «это не принято в свете». Что же это? Спасительная печать креста и имени Христова, - видишь как враг достигает своей всегубительной цели, налагая печать сопротивного на челе и на десной руке. Вот что пишет о сем Св. Ефрем Сирин: «И будет полагать свою печать сей скверный, не на каком бы ни было члене тела, но чтобы не затруднялись сим, будет полагать ее только на правой руке человека; а также и на челе положит нечестивое начертание, чтобы человек не имел возможности правою рукою напечатлевать на себе знамение Христа Спасителя нашего, и также не мог назнаменовать у себя на челе, без сомнения, страшное и святое имя Господне и славный и страшный крест Спасителев. Ибо знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу. И потому будет класть печать на правой руке человека, так как она запечатлевает крестом все члены наши; а подобным образом и чело на верхе своем носит Спасителево знамение, как свещник носит на себе светильник света». <...> Как же это враг налагает печать на челе и на правой руке? не иначе как вводит в обычаи света постепенно свои ухищрения; да еще лукаво скрывает себя с своими действиями, - внушает людям, что нет Диавола. Есть одна статья в «Домашней Беседе» нынешнего года, в тридцатых №№, кажется под названием «То ж и потому ж». Начинается материя о мучениях Иакова Персянина, и о нынешнем состоянии в свете людей религиозных, как свет на них смотрит и посмеивается им. Я привел «Домашнюю Беседу» не как закон, но - взгляд на нынешний свет, как смотрят на тех, кои хотят соблюдать правила религии, и каково им переносить. Ты спрашиваешь, как вести себя в сем случае? По моему мнению, согласно с Св. Писанием, не подражать в этом свету, так как ты и во многом отстала него, и не бояться насмешек»1.

«Что делать, нынче стал просвещенный и умный век; цивилизация и прогресс возвели до высшей степени умы людей. Но что дивиться, что на нас малозначущих восстают, они даже и на Пастырей Церкви дерзают печатно нападать <...> Это ни с чем несообразно допущать, явно нападать на Церковь - в лице ее Пастырей»2.


Святитель Игнатий (Брянчанинов): «И сюда (Черноморье - Сост.) проникло европейское просвещение с блудом своим, а о казенных крестьянах и говорить нечего. Чиновники у них голые и голодные, кончили курс в разных университетах, веруют, кажется, в одни деньги; на корне зла вырастают все ветви зла. Что из этого будет? По всей вероятности такие кончившие курс в университетах вскорости сделаются правителями и руководителями и всего простого народа»3.

«Чтоб сбиться уму с пути истинного надо немного: одна какая-нибудь ложная мысль: «Егда око твое просто будет, - говорит Спаситель, - все тело твое светло будет; егда же лукаво будет, и тело твое темно. Блюди убо егда свет, иже в тебе тьма есть» (Лк. 11:34). Мы совсем не соблюдаем этого всесвятого завещания; не наблюдаем, чтоб наш свет, т. е. ум не сделался тьмою, валим в него всякую всячину; он делается решительно тьмою и разливает мрак на все поведение наше, на всю жизнь. С чего бы родиться в душе твоей помышлениям, враждующим на Бога, - помышлениям пагубного неверия и суемудрия? Непременно ты начитался разных пустейших иностранных книжек, наслушался разных неосновательных суждений о религии, которыми так богато наше время, так скудное в истинных познаниях религиозных. «Ничто так не направляет человека к богохульству, как чтение книг еретических», - сказал преподобный Исаак Сирский. Оставь это беспорядочное чтение, наполняющее ум понятиями сбивчивыми, превратными, лишающее его твердости, самостоятельности, правильного взгляда, приводящее в состояние скептического колебания. Займись основательно изучением Восточной Церкви по ее преданию, заключающемуся в писаниях святых Отцов. Ты принадлежишь к этой Церкви! Твоя обязанность узнать ее как должно. Посмотри как твердо знают свою религию инославные Запада! - Правда, для них меньше труда в подробном познании своей веры. Папист - лишь уверовал в папу, как в Бога, сделал все: он папист в совершенстве! может сумасбродствовать сколько хочет! Протестант - лишь сомневается во всем предании, протестует против всего Христова учения, удерживая, впрочем, себе имя христианина, - сделал все: он вполне протестант. Достигши такого совершенства, и римлянин и протестант пишут многочисленные сочинения; их творения грузятся в пароходы, едут в Россию искать читателей. Не читай того, что написали эти люди, сами не понимая, что пишут. Ты мало знаешь, по общей нынешней моде, христианскую религию, что очень удобно можешь усвоить себе какую-нибудь ложную мысль и повредить ею свою душу»4.

«Очень опасно приобретать познания не во Христе, а, развивая свое собственное падшее естество, пребывать по духу в общении с миром. Действуя в области последнего способа, люди непременно заражаются враждою к Святому Духу, как заразилось этою смертоносною враждою Иудейскою духовенство, в чем и обличено оно первомучеником Стефаном (Деян. 7:51). Эти ученые по букве не нашли слов, чтоб противопоставить их словам Духа, которые произносил Стефан, и потому возгорелись к сосуду Духа завистью и ненавистью. На слова они отвечали камнями; на преподание истины возразили убийством. Слово Божие всегда было гонимо миром; гонение от мира всегда было свидетельством учения, исходящего от Бога»5.

«Науки - плод нашего падения, - произведение поврежденного падшего разума. Ученость - приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего мира. Ученость - светильник ветхого человека, светильник, которым «мрак тьмы во веки блюдется». Искупитель возвратил человекам тот Светильник, который им дарован был при создании Создателем, которого лишились они при грехопадении своем. Этот Светильник - Дух Святый, Он Дух Истины, наставляет всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека. Ученому, желающему научиться духовной мудрости, завещает апостол: «Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1 Кор. 3:18). Точно! Ученость не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости. Познание Истины, которая открыта человекам Господом, к которой доступ - только верой, которая неприступна для падшего разума человеческого, - заменяется в учености гаданиями, предположениями. Мудрость этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противоположна, по самым началам своим, мудрости духовной, божественной. Нельзя быть последователем той и другой вместе; одной непременно должно отречься. Падший человек - «ложь», и из умствований его составился «лжеименный разум», т.е. образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющие только наружность разума, а в сущности своей - шатание, бред, беснование ума, пораженного смертною греха и падения. Этот недуг ума особенно в полноте открывается в науках философских»6.

«Какое христианское образование найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, - от чего родились расколы: - недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. - Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющего расшаркаться, извернуться, быть ловким на бале, в дипломатическом салоне, имеющего о всех предметах кое-какой свой, по большей части бестолковый, толк: вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, - и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупой и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, - чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, - оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом - две крайности, две пропасти погибельные - неверие и суеверие!»7.


Святитель Феофан Затворник (08. 09.1863): «Вслед за окончанием Крымской войны (как будто плотина какая прорвалась), широкой рекой потекли к нам западные учения о неслыханных дотоле, противных духу Христову, порядках в жизни семейной, религиозной, политической, кои гласно стали слышаться в речах и читаться в печати... Припомните историю судей Израильских. В продолжение четырехсот лет повторялся у них следующий ход событий. Как скоро отступали от правил жизни, заповеданных им Богом чрез Моисея и перенимали новые у соседов, тотчас были предаваемы в плен сим самым учителям их. Когда каялись и возвращались к прежним нравам, Бог посылал им избавителя и освобождал их из-под ига. Если снова уклонялись, - снова подпадали игу рабства; и когда исправлялись, были снова освобождаемы. Так было раз до 12-ти, - будто нарочно для того, чтобы хорошенько затвердили они, а чрез них и все, что от правил жизни, Богом преданных, уклоняться нельзя безнаказанно, что кто это делает, гнев Божий привлекает и подрывает благоденствие и независимость государства. Какого рода ни было бы сие отступление, все оно - как дело Богоборное, небезопасно. У нас, например, инде бывает, что св. постов не соблюдают, брака не считают святым и не соблюдают законов его; монашества чуждаются и хотели бы упразднить его, не святят дня Господня и св. праздников, обращая их в гульбища, срамные утехи и прочее тому подобное. Все это не наши правила и обычаи, а от соседов наших переняты. И конечно, не пройдут нам даром, если не отстанем от них и дадим им обобщиться среди себя. Побережемся же, не прогневался бы на нас Господь и не предал бы в руки учителей наших, буйих и злонравных как и погрозил было однажды.

Нельзя не видеть, что молитвословие и церковность начали быть вытекаемы из круга жизни нашей. Многие живут и действуют так, как бы для них не было Господа и Св. Церкви Его... Идут в театр, когда надо бы идти в церковь; учреждают гуляния с шумом и музыкой во время церковных служб и даже близ церкви, отвлекая от нее простодушных и развлекая в ней желающих благочествовать; торговые дни назначаются в воскресные и праздничные дни, и шатаются по рынкам, когда бы следовало предаваться молитве и богоугодным занятиям. Идут мимо церкви и не молятся, - оттого, что не помнят о ней: голова не тем занята. Входя в домы не обращаются к иконам, не полагают крестного знамения и домохозяев приветствуют не по-христиански. Да и иконы из домов повынесли, как молокане. Есть даже такие, кои не считают долгом крестить детей своих. Много и другого дурного занято нами от соседей. Не перечислить всего. Довольно и указанных случаев, чтобы увериться, что начали прокрадываться к нам обычаи, обличающие в приемлющих их Богозабвение. И это не пройдет нам даром»8.

(1860-е гг.): «Знаете ли, какие у меня безотрадные есть мысли? И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтериане, натуралисты, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они прошли все науки в наших высших заведениях. И не глупы и не злы, но относительно к вере и Церкви никуда негожи. Отцы и матери их были благочестивы; порча вошла в период образования вне родительского дома. Память о детстве и духе родителей еще держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие»9.

«Если не изменять у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира»10.

Протоиерею Николаю Ф. (24.01.1873): «Ум есть меч обоюдоострый - правду и режет и подрезывает. Что дивного, что наши умники начали буесловить. То ли будет?! Это еще начатки. Мы все извратили. Будем злее протестантов. Когда протестантство зарождалось, тогда еще сильно было чувство церковное, и преобразователи остепенялись им. Теперь сами протестанты уж далеко не то, что были в начале, т. е. - злее во сто крат... Эту-то злейшую злость мы от них теперь и забираем... И по нашей размашистой натуре: «на-де знай наших»... всякую дрянь будем выставлять как свет из светов... А может быть Господь пошлет спасение простоты ради нашей»11.

(1895): «Вы помянули, что многие переходят в иную веру, начитавшись сочинений Толстого. Диво! У этого Льва никакой веры нет. У него нет Бога, нет души, нет будущей жизни, а Господь Иисус Христос - простой человек. В его писаниях - хула на Бога, на Христа Господа, на Св. Церковь и ее таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин, как написал сам Св. апостол Павел волхву Еллиму, противившемуся его проповеди на острове Кипре (Деян. 13:8-10). Этот бесов сын дерзнул написать новое Евангелие, которое есть искажение Евангелия истинного. И за это он есть проклятый апостольским проклятием. Апостол святый Павел написал: «Кто новое Евангелие будет проповедовать да будет проклят, анафема» (Гал. 1:8). И чтобы все затвердили это добре, в другой раз это подтвердил... (ст. 9). В евангелии богохульника сего цитаты похожи на наши, например: Ин. 1:1, а самый текст - другой. Посему он есть подделыватель бесчестнейший, лгун, обманщик.

Если дойдет до вас какая-либо из его бредней, с отвращением отвергайте... В наших духовных журналах он разобран до последних косточек, и всесторонне обличен в безумии и злоумии. Но журналы духовные кто читает? А тетрадки Толстого ходят по рукам секретно, и секретно распространяют ложь»12.

«Наука не самостоятельная госпожа. В моду вошло выставлять науку как царственную некую особу. Особа эта - мечта. Ни одной у нас науки нет, которая установилась бы прочно в своих началах. Кое-что добыто по всем наукам. Но все это не таково, чтоб давать право ссылаться на науку, как на авторитет решающий. Науки нет, а есть научники, которые вертят наукою как хотят. Есть, следовательно, только догадки и наведения научников»13.


Епископ Иоанн (Соколов, 1818-1869), Смоленский: «Не кажется ли вам, не может ли придти мысль всякому строгому наблюдателю, если посмотреть вокруг себя серьезно, что жизнь наша как будто сдвинулась с вековых религиозных и нравственных оснований и, в разладе с народною верою и совестью, с отечественною любовию и правдою, при нашей внутренней несостоятельности, идет будто не весть куда без разумных убеждений и сознательно верных стремлений? Но это было бы ужасно. Народ! Помни Бога»14.


Ф. М. Достоевский (1870-1872): «ГЛАВНОЕ: <...> У нас Православие; наш народ велик и прекрасен потому, что он верует, и потому, что у него есть Православие. Мы, русские, сильны и сильнее всех потому, что у нас есть необъятная масса народа, православно верующего. Если же бы пошатнулась в народе вера в Православие, то он тотчас же бы начал разлагаться, и как уже и начали разлагаться на Западе народы (естественно, у нас же высшее сословие наносно, от них же заимствовано, стало быть, трава в огне и ничего не значит), где вера (католичество, лютеранство, ересь, искажение христианства) утрачена и должна быть утрачена. Теперь вопрос: кто же может веровать? Верует ли кто-нибудь (из всеславян, даже и славянофилов), и, наконец, даже вопрос: возможно ли веровать? А если нельзя, то чего же кричать о силе Православием русского народа. Это, стало быть, только вопрос времени. Там раньше началось разложение, атеизм, у нас позже, но начнется непременно с водворением атеизма. А если это даже неминуемо, то надо даже желать, чтоб чем скорей, тем лучше. <...> Но если Православие невозможно для просвещенного (а через 100 лет половина России просветится), то, стало быть, все это фокус-покус, и вся сила России временная. Ибо чтоб была вечная, нужна полная вера во все»15.


К. Н. Леонтьев (1880): «Как вы думаете, гг. либералы, вам они что ли поставят памятник? Нет! Социалисты везде (а особенно наши Марки Волоховы и Базаровы) ваш умеренный либерализм презирают <...> И они правы в своем презрении... И как бы ни враждовали эти люди против настоящих охранителей или против форм и приемов охранения, им неблагоприятного, но все существенные стороны охранительных учений им самим понадобятся. Им нужен будет страх, нужна будет дисциплина; им понадобятся предания покорности, привычка к повиновению; народы, удачно (положим) экономическую жизнь свою пересоздавшие, но ничем на земле все-таки неудовлетворимые, воспылают тогда новым жаром к мистическим учениям и т.д.

Да, конечно, если анархические социалисты восторжествуют где-нибудь и когда-нибудь, то они отдадут справедливость скорее консерваторам, сохранившим для их новых порядков своей борьбой хотя какие-нибудь драгоценности прежней цивилизации, прежних психических привычек, - чем тем представителям осторожного, ловкого и своекорыстного отрицания, которых зовут либералами и которых настоящее имя должно быть: легальные революционеры - и больше ничего...»16.

(1880): «Есть консерваторы, которые желают все того же сближения с народом. Они сокрушаются о том, что русский народ русскую «интеллигенцию» не любит. Это не государственная, не объективная мысль; это чисто личное порождение невольного какого-то страха, или оскорбленное чувство доброго и честного человека, считающего себя перед «народом» ни в чем неповинным.

С точки зрения государственной надо, напротив того, радоваться, что народ «интеллигенцию» нашего времени не очень любит, что она ему не нравится.

Пускай в среде этой «интеллигенции» есть прекрасные и гуманные люди, пусть мы сами принадлежим к ней, все-таки надо радоваться, что эта «интеллигенция» так непопулярна, несмотря на всю теперешнюю гуманность свою.

Радоваться надо этому потому, что идеи и политический вкусы, господствующие в интеллигенции, все заимствованные, а у народа идеи и вкусы все свои; сближаясь с народом, мы только вредим ему; вредим не в том каком-нибудь грубом смысле, что мы его обманываем или грабим, или можем отстранить его от каких-нибудь вещественных благ, а в том более важном смысле, что мы почти нечаянно учим его евролейству и не можем не учить, потому что сами до сих пор выдумать ничего не были в силах и в деле творчества национального стоим гораздо ниже азиатских народов: индусов, китайцев, мусульман, у которых все почти свое.

Поэтому польза (или даже спасение наше) - не в смешении с народом и не в практическом каком-нибудь с ним соглашении, а в сходстве с ним, в некотором, так сказать, подражании ему. Вот чего не различают, и что в высшей степени важно... Славянофилы как будто понимали это, но в их учении есть одна чрезвычайно слабая сторона - это эгалитарный либерализм. Ни один из них не обратил внимания на то, что при том слиянии или смешении с народом, которое они так всегда хвалили, не народ слиняет, так сказать, на нас своими яркими национальными цветами, а мы заразим его нашими европейскими миазмами, потому что мы все-таки сильнее его ежедневным нашим влиянием...»17.

(1882): «Интеллигенция русская стала слишком либеральна, т. е. пуста, отрицательна, беспринципна. Сверх того, она мало национальна именно там, где следует быть национальной. Творчества своего у нее нет ни в чем; она только все учится спокон веку у всех и никого ничему своему не учит и научить не может, ибо у нее нет своей мысли, своего стиля, своего быта и окраски. Русская интеллигенция так создана, что она чем дальше, тем бесцветнее; чем дальше, тем сходнее с любой европейской интеллигенцией; она без разбора, как огромный и простодушный страус, глотает все камни, стекла побитые, обломки медных замков (лишь бы эти стекла и замки были западной фабрики)»18.


Архиепископ Иоанн (Шаховской), Сан-Францисский (11.08.1981): «На пороге ХХ-го, чреватого столь большими событиями века, в кассе «Общества для распространения книг Св. Писания в России» оставалось 923 рубля! Спросим себя, сколько же этих русских рублей оставалось на карточных столах и рулетках европейских курортов, сколько тратилось на отделку особняков, дворцов, дач, сооружение парков, псовых дворов, оранжерей, конюшен для скаковых лошадей? Сколько шло на туалеты, драгоценности, балы, маскарады?.. В рабочем и крестьянском кругу - сколько трудовых страдальческих русских рублей оставалось в «казенке», шло на доходный для правительства алкоголь, эту так развращавшую народ «красную головку», обратившуюся в огромную красную голову революции?»19.


Л. А. Тихомиров (1852-1923), русский мыслитель (29.01.1904): «<...> Начинается борьба Монгольской расы с Арийскою, и борьба атеизма с христианством. Я говорю «атеизма», но не то что атеизма, а «Антихристовщины» - земного бога. Тут происходит борьба не одних земных армий, а сил небесных и преисподних. У меня какой-то мистический страх и мистические надежды. Если бы суждено было победить нам, то несомненно это бы означало быстрое торжество христианства в Китае и Японии. Если победят они - значит совершается последняя глава Истории человечества...»20.


Митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912), С.-Петербургский и Ладожский (1905): «Тяжкое горе переживает теперь Россия. Минул уже год несчастной войны. Флот уничтожен. Наши храбрые воины гибнут десятками тысяч от вражеского оружия. Армия терпит поражение за поражением. Полное уныние в сердцах наших.

Не в первый раз посещают Русь Святую тяжелые бедствия. Пережила она времена самозванщины, с честью и торжеством вышла из вековой борьбы со шведами и из страшных Наполеоновских войн. Но не тою Русь была тогда, какою стала теперь. В те времена она сильна была любовью и святой верой своей, непоколебима в своей преданности Царю и Отечеству. А ныне что мы видим?

Идет тяжкая война. Сплотиться бы всем нам надо в высоком самоотвержении, полном, патриотическом чувстве, а вместо этого в земле нашей царит внутренняя смута. Родные сыны России, под влиянием неведомых в старину пагубных учений, враждою раздирают ее материнское сердце. Любви к Церкви нет, благоговение к власти исчезло. Все перевернулось вверх дном: наука брошена, святое все попрано. В недавние масленичные дни, когда наши родные герои изнемогали в неравной борьбе со врагом и умирали в кровопролитных страшных битвах, мы и при таких обстоятельствах не устыдились предаваться нашему обычному в эти дни разгулу. Со стороны даже жутко было смотреть на такое наше нравственное распутство. И за то по всей правде презренны мы стали у всех, сделались посмешищем у народов земли.

Вот где настоящее горе и несчастье России. Не стало ничего святого, неприкосновенного для нас. Страх Божий утратили мы, а грубый эгоизм современных «сверхчеловеков» возлюбили»21.


Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский (1828-1908) в Великий пяток 1902 г. «Большинство - с полным пренебрежением, в меньшей степени - с равнодушием, а то многие даже вооружаются ненавистью и хулою на Св. Церковь и служителей ее; а живописное художество, по мысли и внушению известного богоотступника и богохульника Льва Толстого, дерзнуло изобразить Христа на картине во весь рост не Богочеловеком, а простым человеком, и выставляло ее на позорище для всех: точно, как на Голгофе иудеи повесили Христа, пригвожденного на кресте. Каково же русское современное интеллигентство, отрекшееся от Христа вместе со своим лжеучителем? Не есть ли это новое голгофское поругание, современное нам, и можно ли ввиду голгофской Жертвы воздержаться от публичного обличения современных богохульников и отщепенцев от Христа и от Церкви, покушающихся на ниспровержение и престолов царских, и церквей Божиих, и на убиение верных слуг царских, на преданных сынов Церкви и отечества? И мы смело обличаем это безверие и безумство, - это современное бешенство неистовой и буйной молодежи, именуемой образованною, но ни мало невоспитанною в правилах веры и христианского благочестия и гражданской чести и доблести. Господь видит все совершающееся в нашем отечестве, как и на всей земле и уже скоро изречет праведный суд Свой на дерзких и вероломных, дышащих злобою и убийством, на всех честных служителей Церкви, Царя и Отечества.

Господи! Да возопиет кровь Твоя против всех крамольников, и да воздаст им Господь праведным отмщением! Но если они способны еще к вразумлению, вразуми их: Не ведят бо, что творят! Аминь»22.

(1905): «Настоящая кровопролитнейшая война наша с язычниками есть также праведный суд Божий за грехи наши. Приближение окончательного, всемирного, страшного суда Божия ускоряется страшным разлитием зла на земле. В настоящее время всякие неправды, как море, покрывают землю; своеволию человеческому нет конца, всяким заблуждениям и порокам широко отворены двери.

Законы Божии попраны; твари забыли своего Творца, грешные люди в гордости своей возомнили себя неповинными; оскверненные всякими нечистотами, забыли нечистоты свои. «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего» (Ис. 1:3), а христиане отверглись от Христа своего, Спасителя своего, искупившего их кровию Своею от проклятия и смерти. «От подошвы ноги до темени головы нет» в обществе здорового «места: вся голова в язвах, все сердце изчахло, язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1:6-9). А вот эти слова пророка идут прямо к нашему времени: «в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» (Ис. 3:5).

Наши юноши интеллигенты извратили всякий общественный и учебный порядок: взяли на себя дело политики и суда, не будучи никем к тому призваны взялись судить своих начальников, учителей, правительство и едва не самых царей; судили и осудили со своим главой Л. Толстым Самого всемирного и страшного Судию Христа Бога, грядущего со славою судить живых и мертвых; дерзко осудили святую Церковь Христову, «не имущую скверны, или порока или нечто от таковых» (Ефес. 5:27), ее учение, спасительные таинства и служителей Христа»23.

(06.05.1907): «Для всех очевидно, что Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде Царство Русское ныне так расслаблено, обессилено, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля - столько веков. Вот от чего Царство наше колеблется; и одно ли русское Царство, занимающее шестую часть земли, колеблется от безбожия и анархии? Нет, колеблются и трясутся все царства земные, оставившие веру истинную; а некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дольше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем сделается трупом и дымящеюся головнею, которая совсем истлеет от последнего страшного, всеобщего огня: «ибо земля и все дела на ней сгорят», по Апостолу, и «мы чаем новаго неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда» (2 Петр. 3:10-13)»24.

(Благовещение 1906 г.): «Вера слову Истины - Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать, именующая себя гордо шестою великою державою в мире подлунном, в большинстве изолгалась - для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки, не стало повиновения детей родителям, учащихся - учащим, и самих учащих - подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует - ученики и учителя в большинстве побросали свои настоящие дела и судят о политике; все желают автономии: едва ли не всякий ребенок мнит себя автономом; даже средние и высшие духовно-учебные заведения позабыли о своем назначении: быть слугами Церкви и спасения людей. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям, уже не говорю о том, что не стало у нее веры в Церковь, возродившей нас для Бога и небесного отечества; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством; расхищение и воровство казенных и частных банков и почтовых учреждений и посылок; и враги России готовят разложение государства. Правды нигде не стало, и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие?!»25.

(05.03.1906): «Как относятся наши интеллигенты, некоторые учителя и неблагонамеренные писатели, и многие учащие и учащиеся к <...> святому и животворящему орудию нашего спасения - Кресту? Они, по невежеству и легкомыслию, не хотят чтить Креста и не кланяются ему, и не считают его нужным для себя; значит, переучились, и из света христианского вступили в непроглядную тьму бесовскую; возгордились сатанинскою гордостью и забыли Того, Кто, будучи Богом, «смирил Себя» ради нас «до смерти и смерти крестной» (Фил. 2:8), чтобы дать нам Собою образец смирения и терпения и пример послушания Богу и властям земным. Без веры, смирения, терпения и послушания никто не угодит Богу и не избегнет страшного правдивого суда Его - вечного огня и ужасного тартара. Но, впрочем, недоучки и переучки не верят и в личного, праведного, всемогущего и безначального Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ; верят бредням еретика Толстого и подобных ему безверов, а не Богу Истинному, и потому живут и действуют так, как будто никому не будут давать ответ в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти»26.

(21 октября 1906 г.): «Безумны и жалки интеллигенты наши, утратившие по своему легкомыслию и недомыслию веру отцов своих, веру - эту твердую опору жизни нашей во всех скорбях и бедах, этот якорь твердый и верный, на котором незыблемо держится жизнь наша среди бурь житейских и - отечество наше!»27.

(Рождество Христово 1907 г.): «Ученые мира сего, разглагольствующие с кафедр в высоких учреждениях государства, и во всяких других, вы - учащие и учащиеся, особенно в высших учебных заведениях, но для Бога самых последних и отверженных по духу мятежа и непокорности властям, - посылаю и вас к яслям Вифлеемским, - отбросьте вашу гордость перед вашим Творцом и Спасителем и единственным истинным Учителем, и смиритесь пред Тем, Кто принес на землю мир от Отца небесного и благоволение человекам, кто повиновался земному кесарю. Не забудьте, что Он есть камень, на который кто упадет, разобьется, а на кого он упадет, раздавит его (Мф. 21:44).

Вы с высоты ваших кафедр презрительно относились к Господу Богу Слову Вседержителю, не замечая, что погибель ваша не дремала. Вы разбились об Него и Он вас раздавил, да так раздавил, что неизвестно, где и кости ваши валяются. В эмиграции тоже немало именующих себя профессорами, которые учат молодежь, что Христос - мифическая личность, что Его вовсе не было.

Я не пророк, но предупреждаю вас, что и вы все будете стерты с лица земли правосудием Божиим. Берегитесь, чтобы «мифическая личность» Христос не повелел бы ангелам Своим относительно вас, как Он сказал в Евангелии от Луки, гл. 19, ст. 27: «врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо Мною»28.

(25.02.1907): «Как же себя почувствуют грешники нераскаянные и еврейское неверующее множество, пронзившее Его и доселе гонящее Его в лице верных христиан! Тайнозритель Иоанн отвечает: се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Отк. 1:7). Обратите внимание на эти заключительные слова: ей и аминь, т. е. верно, непреложно это совершится.

В каком положении тогда явятся нынешние, прошедшие и будущие наши неверующие, интеллигенты называемые, и все декаденты, - неверующие и злонамеренные писатели, сделавшие слово печатное орудием клеветы, обмана, соблазна, торговли и издевательства над всякой святыней и над благонамеренными людьми? Пред ними слишком будет действительно (реально) то, над чем они глумились, что они отвергали здесь, над чем издевались»29.

«Истинно, близок день пришествия страшного Судии для суда над всеми людьми, потому что уже настало предсказанное отступление от Бога и открылся уже предтеча антихриста, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею; тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, - и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действия заблуждения, так что они будут верить лжи (и верят лжецу Толстому), да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес. 2:4, 7-12).

Слушайте и читайте, современные безверные интеллигенты, эти слова Духа Святаго: они относятся к вам»30.

«Ныне у нас многие не только не причащаются, а еще и богохульничают против Св. Тайн... Таков Лев Толстой и все последователи его - наша, так называемая, интеллигенция. Вот до какого безумства дошли многие! Как же они станут отвечать, когда Господь призовет их на Свой страшный суд, или в день смерти - дать отчет в своих словах и поступках. Что они почувствуют, окаянные, в то время! О, несчастные!»31.

«Можно ли сказать о нашем отечестве настоящего времени, что оно есть Господне царство и Господь есть Владыка русского народа? - По правой вере христианской, апостольской, неповрежденной мудрованиями человеческими, по православному чину Богослужения и таинств, по силе знамений и чудес, совершающихся от мощей православных угодников Божиих и чудотворных икон, и вообще по бесчисленным знамениям милости Божией, совершающимся доныне над верными христианами и - по доброму, благочестивому житию не малого числа истинных христиан, между русскими, - Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны.

С другой же - по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, - русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны, глубоко проникшее в умы и сердца русских ложно ученых и недоучек и всех, широко живущих по влечению своих страстей и по ложным, превратным понятиям своего забастовавшего ума, презирающего Разум Божий и откровенное Слово Божие. И потому, смотрите, что творится в нем в настоящее время: повсюду забастовка учащихся и рабочего - в разных учреждениях - люда; шум партий, имеющих целию ниспровергнуть настоящий, установленный Богом монархический строй, повсюдное распространение дерзких безумных прокламаций, неуважение к авторитету власти, Богом постановленной, ибо несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть, по апостолу (Рим. 13:1); дети и юноши вообразили сами себя начальниками и вершителями своей судьбы; браки потеряли для многих всякое значение, и разводы по прихоти умножились до бесконечности; многие дети покинуты на произвол судьбы неверными супругами; царствует какая-то бессмыслица и произвол. Это ли царство православное, это ли царство Господне? Наконец, допущен безнаказанный переход из Православия в какую угодно веру; между тем как Тот же Господь, Которого мы исповедуем, в Ветхом завете определил смертную казнь отвергшимся закона Моисеева (Евр. 10:28)»32.

«Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве?

Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от бессмысленного толстовского учения, не противься злу, следуя которому сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда - в постыдный плен со всем инвентарем. <...> От этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, неверующей в Бога, и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству»33.

(25.12.1907): «Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России и в других государствах?

Возвратитесь к смиренной вере, к Евангелию мира, к Церкви, от коих вы безумно отпали, как некогда сатана с падшими ангелами от Бога.

Горе мятежникам и непокорным, как Корею, Дафану и Авирону.

К вам обращаю мою священническую речь, хотите слушайте, хотите не слушайте, - но я говорю вам, как искренно верующий собрат. Перестаньте безумствовать. Довольно! Довольно пить горькую, полную яда, чашу - и вам и России»34.

(15.05.1908): «Господь пришел для того, чтобы зрячие ослепли, а слепые прозрели (Ин. 9:39). Можно иметь хорошее телесное зрение и быть слепым духовными очами, и наоборот. Сколько слепых в нашей интеллигенции... Многие писатели наши слепы..., они вдались в писание светских романов, возомнили о себе, доверяют только своему разуму глупому, страстному, а совести-то в них нет, не хотят верить в Бога, в Церковь и святые таинства. Только когда умирать станут, иногда образумятся... И это те, которые называют себя учителями народа! Наш русский антихрист - графчик яснополянский - не верит, что Иисус Христос - Сын Божий; он смутил всю нашу интеллигенцию и сотни тысяч пошли за ним... Это всем известно, нечего и говорить. Толстой только по происхождению русский. А посмотрите на нашу молодежь университетскую и вообще всех высших учебных заведений! Она почти наголо неверующая. Пока молодежь такова, не может быть полного благоденствия в России; может ли она быть верна Царю? Нет, неверующий в Бога не может быть верен Царю и Отечеству. От неверия нашего и все наши бедствия. Вспомните японскую войну, сколько неурядиц, беспорядков, злоумышлений раскрылись в ней! Кто не верен Богу, тот не верен Царю и Отечеству. Россия прочна только верой в Бога, без веры ей не устоять»35.

(01.10.1908): «Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжелое время мы переживаем! Теперь университеты наполнены евреями, поляками, а русским места нет; а еще правительство бранят! Как может помогать таким людям Царица Небесная? До чего мы дожили! Дай, Господи, чтобы Россия держалась покровом Царицы Небесной, а вас чтобы она не оставляла до конца жизни»36.

(02.10.1908): «Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым все равно, какая вера: - с евреями они евреи, с поляками они поляки, те не христиане, они только званые, и погибнут, если не раскаются»37.

(05.10.1908): «Интеллигенция наша - просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Они и учиться-то не могут, как следует, только бастуют... Ну, да что о них говорить!»38.


Прот. Сергий Булгаков (1871-1944) писал зимой 1941-1942 гг.: «Интеллигенция впитала в себя все духовные яды западного безбожия, начиная с энциклопедизма и гуманизма, материализма и человекобожия, наконец, социализма в образе марксизма и вообще экономического материализма. Вообще не было такого яда в европейской лаборатории, которого бы не прививала себе русская интеллигенция. Вообще весь пестрый спектр европейского безбожия был здесь воспринят в смешении...»39.


Но известно: кого Бог хочет наказать, у того Он отнимает разум. И история русской интеллигенции стала, по автопризнанию П. Б. Струве, историей революции. В сатанинской гордыне интеллигенция отвергла своих подлинных учителей. «Идея включить Феофана Затворника в историю русской интеллигенции, - свидетельствовал Г. П. Федотов, - никому не приходила в голову по своей чудовищности. А между тем влияние этого писателя на народную жизнь было несравненно более сильным и глубоким, чем любого из кумиров русской интеллигенции»40.

Да и как могли они «принять», например, того же С. А. Нилуса, обрушивавшегося на их «святыню»? Вот в его изложении рассказ одного из оптинских духовников о. Феодосия († 09.03.1920), впоследствии игумена, начальника Оптинского Скита (октябрь-ноябрь 1908): «Собралась собороваться партия богомольцев, душ четырнадцать, исключительно женщин. В числе их была одна, которая собороваться не пожелала, а попросила позволения присутствовать зрительницей при совершении таинства.

- <...> По совершении таинства смотрю, подходит ко мне та женщина, отводит меня в сторону и говорит:

- Батюшка, я хочу исповедоваться и, если разрешите, завтра причаститься и потом у вас пособороваться.

<...> Я разрешил ее от греха, допустил к Причастию на другой день и объяснил, чтобы она собороваться пришла в тот же день часам к двум пополудни... На следующий день женщина эта пришла ко мне несколько раньше назначенного часа, взволнованная и перепуганная.

- Батюшка! - говорит. - Какой страх был со мною нынешнею ночью! Всю ночь меня промучил какой-то высокий страшный старик; борода всклокоченная, брови нависли, а из под бровей такие острые глаза, что как иглой в мое сердце впивались. Как он вошел в мой номер, не понимаю: не иначе, это была нечистая сила... - «Ты думаешь, - шипел он на меня злобным шепотом, - что ты ушла от меня? Врешь, не уйдешь! По монахам стала шляться да каяться - я тебе покажу покаяние! Ты у меня не так еще завертишься: я тебя и в блуд введу, и в такой-то грех, и в этакий»...

И всякими угрозами грозил ей страшный старик и не во сне, а въяве, так как бедная женщина до самого утреннего правила, - до трех часов утра, - глаз сомкнуть не могла от страха. Отступил он от нее только тогда, когда соседи ее по гостинице стали собираться идти к правилу. - «Да кто ж ты такой?» - спросила его, вне себя от страха, женщина.

- Я - Лев Толстой! - ответил страшный и исчез.

- А разве ты знаешь, - спросил я, - кто такой Лев Толстой?

- Откуда мне знать? Я неграмотная.

- Может быть, слышала? - продолжал я допытываться, - не читали ли о нем чего при тебе в церкви?

- Да нигде, батюшка, ничего о таком человеке не слыхала, да и не знаю, человек ли он, или что другое.

Такой рассказ я слышал из уст духовника святой Оптиной Пустыни, человека для меня совершенно достоверного. Что это? Неужели Толстой настолько «своим» в том страшном мире, которому служит своей антихристианской проповедью, что в его образ перевоплощается сила нечистая?..»41.


И. К. Сурский (протоиерей Ильяшевич), духовный писатель: «В период отлучения Толстого от Церкви Г-н Ярмонкин издал книжку, в которой были перечислены запрещенные дотоле к печати хуления и глумления Толстого над Господом нашим Иисусом Христом Богом Словом Вседержителем и над Пречистой Богородицей.

Страшно повторить, но повторю, чтобы все знали, что Толстого Святейший Синод отлучил от Церкви за эти потрясающие хулы и за совращенную им массу людей. Толстой писал, что Христос оттого называл себя Сыном Божиим, что был незаконнорожденный, что Он был нищий, которого высекли и повесили.

Я привел только это, а в книжке Ярмонкина было напечатано множество ужасных хулений, которые этот сын дьявола изрыгал.

Как жалко, что Святейший Синод не опубликовал всех или части этих хулений и глумлений, тогда бы никто не возмутился отлучением Толстого. <...>

Один <...> прозорливый старец поведал о виденном им на Валааме видении. Однажды, когда он стоял на скалистом острове около храма, на озере поднялась страшная буря и он увидел несущуюся по воздуху массу бесов, впереди которой несся Лев Толстой и стремился к церкви, бесы старались преградить ему путь к церкви и, наконец, окружили его и увлекли с собою в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм.

Старец впоследствии только узнал о смерти Толстого»42.


Не мог прийтись ко двору интеллигенции и обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев (1827-1907). Как писал преосвященный Аверкий: «...господство лжи именно в переживаемое время замечательно хорошо отметил наш выдающийся государственный деятель К.П. Победоносцев. За это и возненавидели его так все служители и поборники лжи»43. Вот его весьма глубокомысленные слова: «С тех пор как пало человечество, ложь водворилась в мире, в словах людских, в делах, в отношениях и учреждениях. Но никогда еще, кажется, отец лжи не изобретал такого сплетения лжей всякого рода, как в наше смутное время, когда столько слышится отовсюду лживых речей о правде. По мере того как усложняются формы быта общественного, возникают новые лживые отношения и целые учреждения, насквозь пропитанные ложью. На всяком шагу встречаем великолепные здания, на фронтоне коих написано: «Здесь истина». Входишь, и ничего не видишь, кроме лжи. Выходишь, и когда пытаешься рассказать о лжи, которою душа возмущалась, - люди негодуют, и велят верить и проповедовать, что это - истина, вне всякого сомнения»44.

Одни поминались лишь в отрицательном контексте, имена других и вовсе были под негласным запретом: прот. Тимофей Буткевич, А. Селянинов, А. Шмаков, Г. Бутми, Г. Замысловский...

Да и классические «правые» были «реакционерами» в представлении все тех же либералов. Возьмите, к примеру, того же известного публициста М. О. Меньшикова, по собственному признанию - подобно иудеям - ждавшего... мессию («Нужна признанная народом власть, нужен вождь, нужен мессия»45), поносившего Государя Николая II и Его Семью так, что и повторять язык не поворачивается46. Не потому ли попущением Господним и был предан в руки изуверов, вкупе с которыми еще недавно по существу готов был ждать мессию?..

Чреватую национальной катастрофой раздвоенность интеллигенции понимали немногие ее представители, единицы смогли преодолеть...

Незадолго до принятия священнического сана С. Н. Дурылин (1877-1964) сказал (1919): «Нельзя на одной полке держать Пушкина и Макария Великого». То же подтвердил и Гаврюша Оптинский (отравлен чекистами), принявший подвиг юродства за грехи своего отца: «А в одном мешке Евангелие с другими книгами нельзя носить». Приводивший эти слова блаженного С. И. Фудель (1899-1977) честно признавался: «Раздвоенность души это все та же немощь веры, боящейся идти до конца за Христом. «Положивший руку свою на плуг и озирающийся назад неблагонадежен для царствия Божия». Озирающийся назад уже и возвращается назад, уже изменяет любви. И С.Н. (Дурылин - Сост.) и я, и многие из моих современников оказались не готовыми к тому страшному часу истории, в который она тогда нас застала, и в который Бог ждал нас, чтобы мы возлюбили Его больше своего искусства, своего страха, своей лени и своих страстей. Тогда решались какие-то судьбы, определялись какие-то сроки и можно ли было тогда путать Евангелие с другими книгами? Вот почему, хотя это было время еще живых Оптинских святых, и время юности, мне тяжело его вспоминать: слишком велика была вина и хочется скорее миновать эти Блоковские годы раздвоения и измен. Впрочем, а после них - разве не все те же измены? Выходит, что лучше ни на кого свою вину не сваливать, в том числе и на Блока...»47.

Осознание пришло слишком поздно...


В прошлом марксист, русский духовный философ Г. П. Федотов (1886-1961) писал (1926): «Мы не хотели поклониться России - царице, венчанной Царской короной. Гипнотизировал политический лик России - самодержавной угнетательницы народов. Вместе с Владимиром Печериным проклинали мы Россию, с Марксом ненавидели ее. И она не вынесла этой ненависти... Государство русское, всегда пугавшее нас своей жестокой тяжестью, ныне не существует. Мы помогли разбить его своею ненавистью или равнодушием. Тяжко будет искупление этой вины»48.

Тупиковость пути, которым повели Россию, прекрасно выразил В. В. Розанов (1856-1919), типичный продукт неукорененности русской интеллигенции: «Революция имеет два измерения - длину и ширину, но не имеет третьего - глубины. И вот по этому качеству она никогда не будет иметь светлого, вкусного плода, никогда не завершится <...> Революция всегда будет с мукою и будет надеяться только на «завтра» <...> И всякое «завтра» ее обманет и перейдет в «послезавтра» <...> В революции нет радости. И не будет»49.

К сожалению, наша действительность доказывает лишь одно: новая генерация интеллигенции так ничему и не научилась. Отношение к Православию - при подчеркивании множественности истин (плюрализме религий) - сводится к любопытству, то же непонимание, а то и враждебность к русской национальной идее, то же заигрывание с масонством.

В свое время оставивший орден Л. Любимов откровенно писал (1934): «Масонство, когда падут большевики, займется воспитанием русского народа...»50. И позже (1938): «...Когда будет возрождаться национальная Россия, политическое масонство, страшась пуще всего торжества в России «проклятых фашистских сил», страшась, что это возрождение нанесет новый удар тем идеям и установлениям, которые были порождены XIX веком, несомненно, будет бороться против русского великодержавного и истинно национального оздоровления»51. И словно подтверждая сказанное, звучат ныне слова главы ложи «Великий Восток» Франции о том, что масонство намерено противодействовать «стремлению Церкви осуществить новую евангелизацию» в России (ТАСС, 09.09.1991)52.

Недавно великий магистр масонской ложи «Великий Восток» Дж. Ди Бернардо на пресс-конференции заявил (1991): «В ложе «Великий Восток» <...> есть католики, иудеи, мусульмане, протестанты и представители других вероисповеданий, но нет атеистов.53  При этом Дж. Ди Бернардо назвал необычным совпадение позиций католической церкви с марксизмом в отношении масонства. Сам он объясняет это тем, что как церковь, так и марксизм отвергают, по его словам, свободомыслие, которое свойственно не только итальянскому, но и международному масонству.

Комментируя политические преобразования в странах Восточной Европы, Дж. Ди Бернардо заявил, что масоны находятся в первых рядах тех, кто выступает за утверждение принципов свободы. Поэтому возглавляемая им ложа сыграла ведущую роль в возрождении масонства в восточноевропейских государствах. С этой целью он посетил в октябре 1990 г. Венгрию, в ноябре 1990 г. ЧСФР, в декабре 1990 г. и в феврале нынешнего (1991 - Сост.) года - Румынию.

Великий магистр выразил уверенность, что через два года во всех странах Восточной Европы возродится масонство. Церковь весьма обеспокоена таким процессом, но было бы ошибкой полагать, что мы действуем в Восточной Европе в противовес католической церкви. «Мы ее просто игнорируем», - указал он.

Отвечая на вопрос корреспондента ТАСС, не собирается ли он приехать в Советский Союз с целью установления контактов с единомышленниками в нашей стране, Дж. Ди Бернардо сказал, что «в душе русского народа всегда были сильны традиции масонства». Достаточно вспомнить Л. Толстого. По его словам, создаются предпосылки для визита в некоторые советские республики. О сроках поездки будет сообщено представителям печати, указал он

Дж. Ди Бернардо проводил мысль о том, что масоны не обладают «незримой властью», на что, по его словам, намекали в последнее время руководители католической церкви, говоря о влиянии масонов в области Тоскана. До сих пор никто почему-то не удосужился спросить: а что из себя представляет «Опус Деи» и кто входит в эту организацию? - заявил он. Мы не намерены больше пассивно относиться к выдвигаемым в наш адрес обвинениям, в том числе исходящим и от папы римского, подчеркнул Дж. Ди Бернардо.

Он напомнил в этой связи, что отношение церкви к «вольным каменщикам» не изменилось со времен инквизиции. Когда Муссолини посетил в 1929 г. папу римского, он сказал: «Я сделал за несколько лет то, что вам не удавалось сделать на протяжении двух веков». Глава итальянских фашистов в 1925 г. специальным декретом запретил деятельность тайных обществ и разгромил все тайные организации, в том числе и масонов.

Отвечая на вопросы о том, как можно вступить в ряды «вольных каменщиков», Дж. Ди Бернардо сказал: «Главными критериями для нас являются высокая моральность, внутренняя свобода, добропорядочность, терпимость. Мы тщательно подходим к отбору кандидатов. Средний срок вступления в масоны - 2 года. Но заблуждаются те, кто считает, что это может помочь их профессиональной карьере. Мы проводим предварительные беседы с теми, кто, по нашему мнению, достоин стать масоном, а затем наблюдаем за этими людьми. У нас нет предвзятого отношения к представителям каких-либо политических партий. Среди масонов есть и коммунисты, «поскольку и среди них есть достойные люди», сказал Дж. Ди Бернардо»54.

А совсем недавно, летом 1993 г., как было объявлено на пресс-конференции в Страсбурге, Великий Восток учредил т.н. Европейскую масонскую конференцию, в рабочем комитете которой, среди прочих, представлены и «российские» масоны, заявка на регистрацию ложи которых находилась ко времени публикации в мэрии Москвы55.



1. Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. .Письма к мирским особам. С. 466-467.

2. Там же. С. 491.

3. Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и литературная деятельность. Т. 2. Киев. 1915. Приложение. №125.

4. Сочинения Ел. Игнатия (Брянчанинова). 3-е изд. Т. 4. СПб. 1905. №30.

5. Избранные письма Епископа Игнатия (Брянчанинова). МДА. 1968. С. 232.

6. Сочинения Еп. Игнатия (Брянчанинова). Т. IV. С. 511.

7. Избранные письма Епископа Игнатия (Брянчанинова). МДА. 1968. С. 388-389.

8. Епископ Феофан. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М. 1883. Проповедь на день Рождения Наследника Цесаревича Николая Александровича 08.09.1863.

9. Епископ Феофан. Письма о христианской жизни. С. 78.

10. Епископ Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. С. 172.

11. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. 2. М. 1898. С. 8.

12. «Тамбовские епархиальные ведомости». Тамбов. 1895. № 32.

13. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. 2. С. 112.

14. Тальберг Н. Д. Святая Русь. Париж. 1929. С. 122.

15. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 11. СПб. 1974. С. 178-179.

16. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. Т. 2. М. 1886. С. 157-158.

17. Там же. С. 160-164.

18. Леонтьев К. Н. Избранные статьи. М. 1992. С. 168.

19. «Вестник РХД». № 159. Париж. 1990. С. 239.

20. ГАРФ. Ф. 634. Oп. 1. Е.х. 12. Л. 142-142 об. Выписка предоставлена Г. Николаевым.

21. «Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Св. Правит. Синоде». 1905. №11.

22. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. I. С. 187.

23. «Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Св. Правит. Синоде». 1905. № 10.

24. Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского «О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся» 1906-1907 года. М. 1993. С. 37.

25. Пророческая характеристика людей пред концом мира. Эпоха Апостасии и конец нашего земного мира. Taiwan. 1974. С. 101-102.

26. Новые грозные слова. С. 15.

27. Пророческая характеристика людей пред концом мира. С. 236.

28. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. I. С. 189-190.

29. Новые грозные слова. С. 8.

30. Там же. С. 18-19.

31. Там же. С. 30.

32. Там же. С. 54-55.

33. Там же. С. 88.

34. Там же. С. 117-118.

35. «Земщина». 1990. № 14. С. 1.

36. Там же.

37. Там же.

38. Там же.

39. Прот. Сергий Булгаков. Христианство и еврейский вопрос. Париж. 1991. С. 119-120.

40. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. I. СПб. 1991. С. 69.

41. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 1. С. 27-28.

Не случайны были видения сатанинской силы, являвшиеся тем, кто останавливался в «толстовском» номере монастырской гостиницы Оптиной Пустыни (Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 2. С. 67-70)

42. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. I. С. 182-183.

43. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 120.

44. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 120-121.

45. Нилус С. А. На берегу Божьей реки Т. 1. С. 276.

46. «Русский вестник». 1991. № 20. С. 14-15.

47. Фудель С. И. Воспоминания // «Новый мир». 1991. №4.

48. «Кадры». 1991. №2.

49. Леонтьев К. Письма к Василию Розанову. Лондон. 1981. С. 15.

50. Любимов Л. О масонстве и его противниках // «Возрождение». 1934. 3 октября.

51. Любимов Л. Масоны // «Возрождение». 1938. 9 сентября.

52. «Вече». № 45. Мюнхен. 1992. С. 184.

53. Но какому же Богу служат масоны? По свидетельству итальянской прессы 1893 г., одна из зал дворца Боргезе, сданного внаем «Великому Востоку Италии», была по существу превращена в капище сатаны: «Стены... были обиты красной и черной шелковой материей «дама», в глубине залы был повешен ковер, и на нем выделялась фигура Люцифера. Около этого ковра находилось возвышение вроде алтаря, там и сям виднелись треугольники и другие масонские эмблемы. Кругом были расставлены великолепные раззолоченные сиденья, на спинках которых было изображено нечто вроде глаза - транспаранта, изнутри освещаемого электричеством. Посреди капища возвышалось нечто, напоминающее собою трон (Нилус С. А «Близ есть, при дверех». С. 184-185).

Обстановка, заметим, до деталей (черная обивка, «изваяние Мефистофеля») напоминает описание масонской ложи В. Д. Пришвиной (женой писателя), существовавшей в середине 1920-х гг. в Москве на Арбате. И, кстати, также филиала «Великого Востока» (Паламарчук П. Чисто поле. М. 1987. С. 166-167).

Масонское капище было обнаружено и во время одного из ремонтов дома-музея М. Горького в Москве (прежний особняк П. П. Рябушинского), атрибутированная «специалистами» почему-то как «старообрядческая молельня (Паламарчук П. «Един Державин». М. 1985.).

54. «Вестник Атлас». 1991. 15 апреля.

55. Большаков В. Вольный каменщик Володя // «Правда». 21.07.1993.


Россия перед вторым пришествием > На пути к революции: Россия и Европа Россия и Европа. Часть вторая «Поборники лжи» (Интеллигенция и революция) Грозные знаки Грозные знаки. Часть вторая