Признаки скорого появления антихриста: Земное преуспеяние


Дата публикации: 23 марта 2010г.


Преп. Нил Афонский Мироточивый: «Тогда будут иметь злато сокровищественное, т. е. будут обладать капиталами и говорить, что не имеют (т.е. жаловаться, что им не хватает). Тогда будут иметь злато в росте, будут возращать рост на рост; будут просить милостыни, чтобы живопитаться, будут плакать, что нечего есть. Цель же (главная) у них будет собрание капитала (сокровища), дабы стяжать больше имущества; поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в миру. Тогда жадные обманщики будут ходить нагими, чтобы собрать злата для отдачи в рост. <...> Нищих станут притеснять ради областных расходов. Нищие же, не будучи в состоянии уделять из части своей на расходы (требуемые, областные), будут уходить с своих мест и переселяться на другие, чтобы там упокоиться и умириться, но и там будут нагими и скажут: «Подберите и нас; довольно покоились вы, дайте и нам мало, мало почить, пока не пробудит нас праведный суд». Еще многое иное будут говорить на могилах мертвых и взыдут стенания убогих, яко фимиам пред Бога. Видя таковые стенания, Бог подаст благополучие для всего мира (урожай), и бедняки, увидав такое благополучие, с великою радостью будут славить Бога за урожай. Когда же соберутся плоды на гумно, придет на гумно любостяжатель, снесет зерно в свои житницы и даст повеление, чтобы тот, кто требует пшеницы, ходил бы к нему, любостяжателю, т. е. свой же хлеб будут покупать крестьяне у монополии и покупать пшеницу. Любостяжатель же будет потом брать за пшеницу двойную цену против ее прежней прошлогодней цены. Беднота <...> возропщет на Бога. <...> Лихоимец1 же вообразит, что у бедняка якобы имеется имущество, и станет притеснять бедного, чтобы последнее отнять у него.

Будет изыскивать для сего всякий повод, самомалейший. Будет притеснять его <...> Но как? - По суду будет отбирать от него все, что тот имеет. Если же ничего иметь не будет, то притеснит его темницею <...>

И будет жалеть лихоимец богача, бедняка же не будет сожалеть, так как у него одежды чистые. Не понимает лихоимец того, что чистые одежды убогого суть подобие чистого его сердца <...> Сердце же бедняка есть и будет блистающее. Но у какого бедняка сердце будет блистающим? У того, который терпелив и который будет терпеть лихоимцу, т. е. не озлобляться на его несправедливые притеснения. Блажен тот, который будет терпеть лихоимцу все то, что тот будет ему делать, ибо в час Суда пред страшным Судилищем будет он призван за брата Страшным Судией, Который скажет: «Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40). Видишь, слышишь? - за кого признает бедняков на судилище Страшном? Говорит: «Сих братий Моих меньших!» (См. Лк. 21:19; Отк. 13:10; 14:12 - Сост.). <...>

Тогда (в те времена пред антихристом) будут все много думать о себе, промеж себя все будут друг друга осуждать <...>

В особенности же (гибельно и угрожает) любостяжание монашеской жизни, где столь преуспело сие проклятое любостяжание со своим разногласием, что угрожает погубить и самую монашескую жизнь.

И почти погибла благословенная монашеская жизнь! И не только монашеская жизнь расстроилась, но почти весь мир расстроился от этого проклятого любостяжания»2.


Свят. Игнатий (Брянчанинов): «Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большею частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество, Человечество никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во зле; оно постоянно стремится выказать себя добродетельным. Когда оно наиболее позволяет себе беззакония, тогда-то наиболее заботится оправдать себя пред глазами людей (Лк. 16:15); тогда наиболее лицемерствует; тогда с бесстыдством и дерзостью начинает провозглашать о своем совершенстве в добродетели (Ин. 9:28)»3.


К .Н. Леонтьев: «...Если даже и допустить, хотя бы и с реалистической точки зрения, что перед концом света (земли и человечества), всячески рано или поздно неизбежном, - воцарится на время то высшее материальное благоденствие с нестерпимой душевной скукой, о котором пророчит Гартман (весьма правдоподобно), - то ведь все-таки предварительной-то борьбы, работы, побед, поражений, неожиданных, то приятных, то ужасных открытий, стеснений и разделений - предстоит еще столько (особенно если вспомнить - какие есть еще миллионы нехристиан на земле), - что будет время и для России исполнить какое-то (теперь еще неясное и спорное), но во всяком случае великое назначение...

Будет ли та новая, пестрая, своеобразная культура, о которой мы с Данилевским мечтали (увы, едва ли!), или исключительно соловьевское религиозное призвание; последнее возрождение Вселенского Христианства для последней отчаянной борьбы с безверием (или анти-христианством, анти-Христом); или, наконец, то разрушительно-социалистическое назначение, возможности которого на Западе с нашей стороны (не без основания также) многие опасались и опасаются. - Все равно, - в исполинском каком-то назначении нашем теперь уже и сомневаться нельзя. - Припомните все - от фаталистических обстоятельств 1 марта, все - до последнего тоста Царского князю Черногорскому,4 - и Вы, разумеется, согласитесь с этим»5.



1. «Под «лихоимцами» надо разуметь скорее всего еврейских банкиров-капиталистов, которые сетями капитала опутали почти всю Западную Европу. - Прим. переводчиков.

2. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. С. 73-77.

3. Свят. Игнатий (Брянчанинов). О кончине мира. С. 29.

4. Имеется в виду провозглашенный однажды Александром III тост за единственного союзника России - короля Черногорского. Ср. с другими словами этого Государя: «У России только два верных союзника - ее Армия и Флот». В заветах своему сыну Царю-Мученику Николаю II Александр III предупреждал: «Помни, - у России нет друзей. Нашей огромности боятся». - Сост.

5. Письмо К. А. Губастову.


Признаки скорого появления антихриста > ... Отступление Епископата Восьмой Вселенский Собор Прельщение Обращение иудеев Земное преуспеяние Бегство христиан